Проповеди

Проповеди БЛАЖЕЙНЕШЕГО МИТРОПОЛИТА ВЛАДИМИРА (САБОДАН)

Пост и молитва

(Неделя 4-я Великого поста)

Сегодняшнее евангельское повествование говорит о милости, которую Господь проявил к одному несчастному юноше, одержимому бесом немоты и глухоты. Пока Христос молился, отец несчастного обратился к апостолам с просьбой помочь его горю, но апостолы ничего не смогли сделать. Когда Христос спустился с горы, плачущий отец приступил к Нему. Христос спросил отца: имеет ли он веру? Отец ответил: “Верую, Господи, помоги моему неверию” (Мк.9,24). По вере отца Господь исцелил больного юношу, изгнав из него нечистого духа. На вопрос апостолов: почему они не смогли исцелить юношу, Христос ответил, что такой род болезни исцеляется только молитвою и постом.

Не случайно в дни Великого поста святая Церковь предлагает нашему вниманию именно это евангельское повествование. Дни святого поста она определяет для нас как дни врачевания наших душ и телес. Своими молитвами, учением и таинствами Церковь исцеляет нас, изгоняя из нашего сердца всякую нечистоту, гнездящуюся в нем и терзающую нас.

Благодарение Богу, мы с вами не одержимы бесом, мы сравнительно здоровы, если можем приходить в святой храм, чтобы здесь молиться Богу и прославлять Его милосердие. Однако каждый из нас одержим постоянным недугом, мучающим нас, грехом. И избавиться от этого недуга можно только постом и молитвой. А избавиться необходимо, потому что грех омрачает в нас образ и подобие Божие, потому что грех разрушает нашу душу и тело, заслоняет от нас свет Христов и правду жизни, потому что грех лишает нас человеческого достоинства.

Что говорить о самих грехах, их так много и они так знакомы каждому из нас своей горечью и разрушительными последствиями. Все это мы знаем, ощущаем и переживаем, а вот на то, чтобы побороть грех, не допустить его зарождения, остановить его развитие, искоренить в себе злые греховные привычки и пороки, у нас не хватает силы и мужества.

Грех, как тяжкий и пагубный недуг, приходит от диавола. В нашей слабости диавол находит для себя силу. Победить эту силу можно только молитвою и постом. Святые отцы говорят, что молитва и пост-это два крыла, благодаря которым душа человека может возноситься над жизненной суетой, может устремляться горе, к общению с Богом. В эти дни Церковь предлагает нам окрылиться молитвою и постом, дабы, избегая всякого искушения и падения, достигать вершин святости, возноситься к Богу.

Две добродетели, о которых мы ведем речь и благодаря которым можем возлететь от юдоли земной в обители Царства Божия, не даются так легко. Пост и молитва-это большой труд, целожизненный подвиг. Но без труда ничего не дается человеку в жизни, без труда не дается и дело спасения. Господь благословил людей на труд. Господь помогает человеку в его трудах, венчает успехом всякое доброе начинание. Его помощь да будет с нами в дни святого поста, в деле нашего покаяния, в подвиге поста и молитвы.

Если мы ослабеваем в подвиге, значит слабеем в вере. Но и здесь помощник нам — Господь, у Которого надо просить спасительного дара словами скорбного отца: “Верую, Господи, помоги моему неверию”.

Аминь.

КРЕСТНАЯ СИЛА

(Неделя 3-я Великого поста)

Третья неделя Великого поста именуется Крестопоклонной. Название свое она получила оттого, что в нынешний день износится на поклонение Животворящий крест и прославляются искупительные заслуги распятого Господа славы. В нынешний день святая Церковь предлагает учение Христа о крестоношении, которое должен принять каждый, кто желает следовать за Господом.

Прошла половина поста, и Церковь подкрепляет крестной силой изнемогающих в посте и подвиге, зовет к покаянию и очищению тех, которые еще не приступили к нему.

Почему же мы поклоняемся кресту? Потому что ублажаем Совершившего на нем дело нашего спасения. На кресте в страшных муках Господь благоволил принять смерть, чтобы оживить род человеческий. До искупительного подвига Христа мы были противниками Богу, находились во вражде с Ним. Крестной смертью Христос примирил нас с Богом, с небом и друг с другом.

Умереть за своих противников, за врагов своих — случай необычайный в истории человечества. Христос принял смерть не за друзей Своих и приятелей, Он умер за врагов Своих, за грешников. Мы ублажаем дело Божественной любви, совершенное на кресте ради нас грешных, мы преклоняемся перед Животворящим крестом, ограждаем себя силою креста и освящаемся от него.

Крест Христов просвещает нас Божественным разумением, помогает вникнуть в сущность Божественной любви к миру и человеку. Мы молим сегодня Бога, чтобы Он вложил в наш ум и сердце крупицу Своей всеобъемлющей любви. Пусть эта крупица любви поможет нам во дни святого Великого поста подумать о себе и о людях, избегать грехов и пороков, обновиться душою и телом. И этого будет достаточно. По любви нашей узнают, чьи мы дети и ученики.

Ублажая Божественную жертвенную любовь, явленную миру на кресте, мы ублажаем сегодня и надежду, которую Господь даровал нам через посредство Своих крестных страданий. Когда мир находился в безнадежном состоянии, Господь оправдал свои обещания и явился миру. Он скончался на кресте в позорных муках, был положен во гроб и предан погребению. Запечатан был Его гроб. Казалось, наступил конец всякой надежде, но именно в этот момент воссияла из гроба правда и надежда для всего мира и всего человечества. Прославляя крест и Божественную любовь, мы славим сегодня ту надежду, которую Господь даровал нам Своей победой, надежду нашего всеобщего воскресения. “Он — начаток, первенец из мертвых” (Кол. 1,18). Проходя поприще святого Великого поста, мы верим, что, отлагая всякую греховную тьму, мы приобщаемся света обновления и воскресаем для новой жизни.

Недостаточно, братия и сестры, только вникать в глубину Божественной милости и долготерпения. Важно, чтобы каждый из нас приобщался этой милости и подражал ей в своем долготерпении и всепрощении, в любви и милосердии.

Христос совершил Свой подвиг с крестом и на кресте. Не минует эта чаша и каждого земнородного. Каждый должен нести свой земной крест. По-человечески мы не всегда смиряемся с этим, неся крест, ропщем и изнемогаем. Одних крест приводит к победе, других — к поражению. Священное Писание называет Христа краеугольным камнем, Сам же Христос говорил: “Тот, кто упадет на этот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит” (Мф.21,44). Когда мы несем свой крест по примеру Христа и с Его помощью, с долготерпением и любовью, он бывает для нас славой. Когда же мы несем его с надеждой только на себя, с ропотом и отчаянием, это может послужить к нашему бесчестию.

Устами Христа Спасителя Церковь сегодня предлагает верующим, покланяющимся кресту и лобызающим его, взять свой крест и идти уверенно по тернистому, по славному, Христом указанному пути, который приводит к вечной славе.

Вспоминая страшные страсти и Животворящий крест, вольное погребение и тридневное воскресение, одесную седение и славное паки пришествие Христово, будем молить Его, чтобы Он оградил нас силою честного и Животворящего креста, укрепил наши слабые силы и освятил наш ум и чувства, дабы нам достойно и праведно донести свой жизненный крест до сияющих вершин Царства Небесного.

Аминь.

 

2 неделя Великого поста

ОТПУСКАЮТСЯ ТЕБЕ ГРЕХИ

Прежде чем исцелить расслабленного, Господь отпустил ему грехи: «Чадо, отпускаются тебе грехи твои… встань, возьми одр твой и иди в дом твой» (Мк.2,5,11). Этим Господь показал нам, что грехи служат причиной болезни, поэтому нужно прежде удалить причину, тогда исчезнет и следствие.

Чтобы понять, какие гибельные действия производит грех на всю природу человека, нужно знать, что такое грех. Грех -это, во-первых, нравственный яд, духовная отрава. Попадая в организм, яд производит страшное волнение крови, повышается температура, наступает судорожное изнеможение и смерть. Подобное происходит и в душе, когда в нее проникает духовный яд, греховный помысл. В душе возникает такое страшное волнение мыслей и чувств, желаний и стремлений, что весь дух горит, пока страстные влечения сердца не заглушат совесть и не ввергнут душу в пропасть греха. Душа, отпадшая от Бога, лишается благодати, становится мертвой.

Какие ни употребляй противоядия, но пока яд в организме, смерть неизбежна; его надо извлечь из организма. Так и отравленная грехом душа. Одно и единственное средство спастись — извергнуть яд греха через таинство исповеди. После исповеди совесть оживотворяется прощением и помилованием, обретая новую силу и жизнь, душа наитием Духа Святого освящается и становится вновь пригодной к жизни, угодной Богу.

Грех — это сеть, которой диавол уловляет нас в свою волю: “Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил” (1 Ин.3,8). Этим средством он возобладал над первым человеком и затем над всем человечеством. Опутав сетью греха, диавол держал в адовых узах всех, доколе великий Решитель уз греховных Господь Иисус не расторг их Крестом и не открыл желающим путь покаяния. Христос победил врага и освободил нас от власти диавола, однако мы и после великой победы добровольно заходим в диавольскую сеть, обольщаясь сладостью греха. Может ли освободиться птица, попавшая в сеть, пока не прорвется сеть? Нет, она во власти ловца. Она может биться и порхать, но она в неволе. Так и грешная душа, может ли освободиться от власти диавола, пока внутри ее грех, пока она в сети. Одно средство спасения-победить грех покаянием, расторгнуть греховные узы искренним обращением к Богу.

Грех — это стена, отделяющая нас от Бога. Высоту и неприступность этой стены, воздвигнутой грехами людей, Бог разрушил Своим Крестом и смертью. А мы, согрешая, воздвигаем новую стену, лишая себя света и богообщения. Выход из такого плачевного состояния — исповедь и причащение: “Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды” (1 Ин.1,9).

Само собой разумеется, что истинное исповедание грехов должно быть полное и совершенное, искреннее. Исповедовать грехи без твердого намерения вовсе оставить их равно тому, как если бы мы сказали Богу: “Слышим Твой глас, признаем себя грешными, но оставь нас в сетях диавола, не хотим расставаться с ними”.

Небесный Самарянин Господь Иисус Христос врачует и исцеляет всякого грешника, омытого слезами покаяния. Животворящая кровь Христова только тогда животворит человека, когда он приходит к аналою покаяния не вести спор с правосудием Божиим, а искать и просить милости и пощады у милосердного Бога и Судии.

Говори Богу твои грехи, и оправдаешься.

Аминь.

1 неделя Великого поста

ИКОНОПОЧИТАНИЕ

Православия день мы празднуем ныне, православные люди! В IХ веке установлен этот праздник и с той поры почитается Церковью как день торжества святых икон после долгого гонения, воздвигнутого на них не только от еретиков, но и от иконоборческих императоров.

Раз навсегда Вселенский собор утвердил учение о чествовании святых икон и молитвенном поклонении им.  В постановлении святых отцов говорится, что честь, воздаваемая святым иконам, относится не к самой доске, а к изображенному на ней святому лику, что молитвенное поклонение принадлежит самому первообразу, т.е., поклоняясь святой иконе, мы поклоняемся тому небесному ходатаю и молитвеннику, который изображен на ней. Учение о святых иконах было завершением формулировки православных христианских верований, основанных на Божественном Откровении, на учении апостолов, на предании святых отцов. Нынешний праздник  потому и получил наименование «Торжества православия».

Обратимся теперь к святым иконам. Кто же первый положил начало изображениям Господа, Божией Матери, святых угодников, которые мы видим в святых храмах, имеем в домах? Первые изображения не были делом рук человеческих. Сам Господь Иисус Христос запечатлел Свой пречистый лик на Убрусе, полотне и послал это изображение эдесскому князю Авгарию, чтобы исцелить его от болезни.

Невидимый и непостижимый Дух Святой, приняв образ голубя, в этом образе свидетельствовал слово Бога Отца, о крестившимся в Иордане Боге Сыне. Он же принял образ видимых огненных языков, сошел в этом виде на святых апостолов в день Пятидесятницы, дав им власть проповедовать, решить и вязать грехи людские.

Первым из людей, давших нам пример иконного изображения, был святой евангелист Лука. Он написал образ Богоматери, о котором Сама Пречистая сказала: «С этим образом пребудет благодать Моя и сила»

Таково начало изображений Господа Иисуса, Бога Духа, Божией  Матери. Как же было не  последовать этим примерам?  Как можно было не изображать христианам Крест, на котором был распят ради нашего спасения Христос и который стал орудием нашего спасения? Воскрес Иисус от гроба. Как было не показать первым христианам, что отверстый гроб – знак не только смерти, но и воскресения после нее?

Будучи безгрешным, Господь понес на Себе наши грехи. Он действительно, Агнец Божий, взявший на себя грехи мира (Ин.1,29), и ничто не препятствовало христианам изображать напоминания об этом Агнца или Пастыря, несущего на Своих плечах овцу.

С самого начала места молитвенных собраний христиан отмечались особыми изображениями: то святого Креста, то Агнца, то Пастуха, то рыбы, так как буквы греческого наименования ее представляют начальные буквы  Имени Иисуса Христа, то трапезы с преломлением хлеба. Иконописные изображения получили особое распространение тогда, когда святая вера христианская победила языческий мир и стала господствующей.

Нужны ли нам святые изображения? Или мы можем и без них духом и мыслью возноситься к Богу, к небу?  Если в обыденной жизни нам необходимо напоминание о наших земных обязанностях, то тем более в жизни духовной мы нуждаемся в напоминании о наших небесных молитвенниках. При нашей рассеянности, суете и огрубении, при всей нашей плотяности изображения святых крайне необходимы. Многие знают, как часто один вид святой иконы удерживал людей от порока или преступления,

В святых иконах, как в живых лицах, наглядно изображены почитаемые Божии ходатаи и молитвенники о нас грешных. Рассматривая картину, мы любуемся не холстом, на котором она изображена, а самой картиной. Читая написанное или напечатанное, мы думаем не о бумаге,  а о том, что на ней написано. Рассматривающего фотографию главным образом, интересуют лица, запечатленные на ней, а не пленка или бумага. То же самое можно сказать и об иконах.  Почитая иконы, мы почитаем изображенных на ней святых, возносясь мысленно к небу и живущему на нем Божию угоднику, нашему молитвеннику и ходатаю.

Стоит ли говорить  о чудотворности святых икон, о чудесных действиях многих из них, особенно икон Пресвятой Богородицы? Лучше возблагодарить Бога, Его Пречистую Матерь и всех святых за милость, молитвы и снизхождение к нам грешным. Чудотворные действия многих святых икон не лучшее ли доказательство их святости и необходимости для нас?

Прославим Господа и всех  Его святых в их святых иконах. «Пречистому Твоему образу покланяемся, Благий, просяще прощения прегрешений наших…радости исполнил еси вся, Спасе наш, пришедый спасти мир!» Аминь.

 

ПРОЩЕНИЕ

(Прощеное воскресение)

Устами великих пророков Нафана, Ионы и других слово Божие призывало и призывает нас к покаянию. Предтеча Господень Иоанн и Сам Господь наш Иисус Христос добавляют к этому призыву: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф.3,2;4,17).

Великий пост, в период которого мы вступаем, есть время покаяния и приближения к нашей земной и небесной Пасхе – нашему избавлению, к Царствию Небесному. Время Великого поста – это время покаяния и очищения. Без покаяния нет очищения, а без очищения нет спасения. Покаянием, как мы только что слышали из церковной молитвы, оправдался мытарь, прощена грешница, покаяние открыло благоразумному разбойнику райские двери, покаянием отрекшийся апостол Петр был прощен и восстановлен в апостольском достоинстве.

Истинному покаянию предшествует, по учению Церкви, одно необходимое условие – прощение обид и примирение. Все мы живем в обществе, вместе трудимся и вместе совершаем наш жизненный путь. У каждого из нас по-своему строятся отношения с людьми. О ином ближнем мы думаем: до чего же тяжел для меня этот человек, случайно (а на самом деле Промыслом Божиим) поставленный со мною бок о бок. А кто-то точно так же думает о нас. Но как бы то ни было, мы идем все вместе, и мы обязаны идти вместе. Мы обязаны понимать друг друга и помогать друг другу, ибо только нося тяготы друг друга, можно исполнить закон Христов (Гал. 6,2).

Вступая в период Великого поста, попытаемся, братья и сестры, стать сносными друг для друга, а если хватит на то сил, то и добрыми спутниками друг другу. Чем ближе мы подходим к Царствию Небесному, тем больше приближаемся к живому Богу и друг ко другу, и тем невозможнее становится наше безразличие, наше злопамятство. Только любящий другого исполнил закон Христов (Рим. 13,8).

Почему же надо прощать своих ближних? Прощать грехи ближним – это закон Евангелия, это веление Самого Господа. «Если вы, — говорит святое Евангелие,- будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешений их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф.6,14-15). «Итак, — говорит в другом месте слово Божие, — во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Мф.7,12): хотите быть прощенными – прощайте; хотите быть любимыми – любите; хотите быть необиженными – не обижайте. Да и в молитве Господней, которую дал нам Сам Бог, мы просим: «И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим» (Мф.6,12). И если мы не прощаем долгов нашим должникам, то произнося слова этого прошения, мы лжем перед Богом. Такая молитва не принесет нам ни мира, ни Божьего благоволения.

В чем же надо прощать наших ближних? Во всем, что опытно понимаем и чувствуем на себе, что нас оскорбляет и причиняет боль. Все это необходимо прощать и искоренять. Только во взаимном смирении, понимании и всепрощении возможно для человека обрести душевный мир и вступить на путь покаяния, приближаясь к Богу.

Вражду между нами производит грех, с которым необходимо бороться. Грех, по учению святых отцов, — горящий огонь: по мере уменьшения горючего вещества огонь угасает, по мере прибавления вещества – с еще большей силой разгорается. Сознавая свою ответственность перед Богом и людьми, вступая в великий пост, уменьшим сегодня же, братья и сестры, горючее греховное вещество – обиды друг на друга, постараемся устроить свою жизнь согласно со словами святителя Дмитрия Ростовского: с утра в молитве будь серафим, в труде – херувим,  в обхождении со всеми – ангел.

На пути всепрощения встречается много препятствий. Главное из них – наше самолюбие и сатанинская гордость. Вредит на этом пути и враг нашего спасения диавол. Но по сравнению с теми средствами и возможностями, которыми мы обладаем, эти препятствия – ничто. С нами всегда Бог и Его всесильная помощь, благодать Святого Духа, помощь святых Ангелов, молитвенное предстательство святых угодников, религиозный опыт, учение и уставы святой Церкви. С нами Бог!  А что может быть больше, крепче и надежнее этого? С этим сознанием подойдем к ответственному моменту в нашей жизни. Вырвем из своего сердца всяческие обиды и огорчения, от души простим наших ближних и дальних – и тогда простит нас Бог.

Господи Боже, изведи наши души из египетского греховного плена, выведи нас в пречестную пустыню спасительного поста, руководствуй нами огненным столпом Твоей Божественной правды и неизреченного милосердия, питай нас манною Божественной Твоей Евхаристии и введи нас в Ханаан чистоты и святости. Аминь.

Вход Господень в Иерусалим

Сегодня мы празднуем евангельское событие — земное явление Небесного Царя, Вход Господень в Иерусалим.

В течение Своей земной жизни Христос неоднократно бывал во Иерусалиме. Но накануне Своих страданий Он входит в Иерусалим, как подобает войти настоящему Царю. Он имеет на это полное право. “Все же сие было, — говорит Евангелие, — да сбудется реченное через пророка’’ (Мф.21,4). О Нем как о Царе предсказывали ветхозаветные пророки. Они же призывали к радости дщерь Сиона — Иерусалим, ибо ее посещает Царь Славы, несущий мир и избавление. “Вот, Господь объявляет до конца земли: скажите дщери Сиона: грядет Спаситель твой; награда Его с Ним и воздаяние Его пред Ним” (Ис.62,11). “Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима* се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий” (Зах.9,9).

Псалмопевец Давид, предсказывал, что из уст младенцев и грудных детей Христос совершит Себе хвалу (Пс.8,3).

Христос, Спаситель неоднократно говорил апостолам и народу о Своем царском служении, но люди склонны были скорее видеть в Нем Царя земного, Который даст им земные блага. До того и особенно на суде у Пилата Он свидетельствует, что царство Его не от мира сего, и потому ему не будет конца. Эту истину Церковь исповедует в своем Символе веры. Царство Христа вне времени и места. Оно обнимает собой мир видимый и невидимый. Накануне Своих страданий, на Фаворе, во время Преображения, Господь открыл на мгновение Своим ученикам всю славу и свет божества, чтобы, по словам Церкви (кондак Преображению), когда они увидят Его распинаемого, могли бы понять тайну Его вольных страданий и проповедать миру, что он — Отчее сияние.

Царство Христово не от мира сего, но оно неотделимо от Церкви, от земли и от человечества, оно для людей. В нынешний день Христос совершает царский вход во Иерусалим для людей и ради людей. Он въезжает в город подобно древним победителям и владыкам. Народ постилает свои одежды, бросает под ноги ветви и восклицает: “Осанна!”, — что значит спасение, — “благословен Грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!” (Мф.21,8 — 9). “Весь город пришел в движение и говорил: кто Сей? Народ же говорил: Сей есть Иисус, Пророк из Назарета Галилейского” (Мф.21,10 — 11).

Но пройдет очень немного времени, и те же люди покажут, как в мире все изменчиво и непостоянно, они будут кричать: “Распни Его!”. После торжественного Входа в Иерусалим наступают для Христа дни уничижения и страдания. Дни Его истинного царственного величия.

Священное Писание называет Христа вторым Адамом. В первом Адаме люди согрешили и подверглись бедственным последствиям греха. Во втором Адаме люди получили новую жизнь и спасение. Первого Адама в раю встречало радостно все сотворенное, в своем гармоническом состоянии и подчинении ему. Второго Адама ныне в Иерусалиме встречает ликующая толпа — взрослые и младенцы. На первого Адама надвигался мрак греха, к которому он, к сожалению, склонился. Когда еще не умолкла приветствующая и ликующая толпа, уже собирались злые на Господа и на Христа своего. Недовольные торжественной встречей, палимые ревностью и завистью книжники, фарисеи и первосвященники иудейские готовят уже сети коварства. Первый Адам, уступив соблазну, согрешил и навлек трагедию на все человечество. Второй Адам — Христос как бы на время дает возможность восторжествовать неправде и греху людскому, отдавая себя в руки человек беззаконных. Кажется, что восторжествовало зло в акте Его предательства, Его уничижений и позорной смерти через распятие. Но там желание возвыситься, быть, как боги, гордость привели к падению, ко злу, к греху. Здесь же вольное уничижение, неизреченное смирение привели к возвышению, к победе добра над злом, к победе над грехом. Таков закон духовного мира: только через уничижение — к возвышению, только через поражение — к победе.

Дрогнула вся окружающая природа, солнце померкло, камни распались, завеса церковная раздралась, а люди не уразумели вольного ради них распятия. От того не умалилось Божественное величие Христа. Его торжество над грехом и смертью дано всему миру на все времена.

Христос сегодня входит в Иерусалим, чтобы принять крестный подвиг, затем войти через Воскресение в славу нового Иерусалима. Путь Христов — это путь через Голгофу к небесному Иерусалиму. Последуем за Ним. Необходимо идти Ему навстречу, чтобы иметь радость общения и жизнь вечную. Встречать Его, как встречали ныне в Иерусалиме, постилая вместо ветвей добродетели, вместо одежд — любовь. Такая встреча будет Ему благоприятна и нам спасительна. Он пришел в мир, Он идет в Иерусалим, Он идет к каждому из нас ради нас, ради торжества правды и вечной жизни. Устремимся к Нему, восклицая: “Осанна Сыну Давидову! Благословен грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!” (Мф.21,9). “Ей, гряди, Господи Иисусе!” (Откр.22,20).

Аминь.

Я с вами

(Неделя 5-я Великого поста)

Господь наш Иисус Христос неоднократно предсказывал о Своих страданиях: “Вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день воскреснет” (Мк. 10,33-34). Так Он заранее говорил о Своем уничижении и о грядущей чаше страданий, которую Он испил за род людской.

Вся жизнь Христа Спасителя — это служение спасению людей. “Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих” (Мк. 10,45). Он и ныне очищает и возраждает нас в святом крещении, освящает благодатию Святого Духа в миропомазании, священнодействует в Литургии, как вечный Первосвященник, принимает нашу исповедь и разрешает грехи в таинстве Покаяния, просвещает, пасет и руководствует в священстве, благословляет супружеский союз к благословенному рождению и воспитанию детей в таинстве Брака, как Врач душ и телес, врачует наши немощи в таинстве Елеосвящения. Он невидимо присутствует с нами, по собственному Его обещанию: “Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них… Я с вами во все дни до скончания века” (Мф. 18,20; 28,20).

У нас теперь Великий пост. Пост освящен Спасителем, постившимся сорок Дней и ночей. Словом и примером Господь узаконил пост. Пост и молитва есть верное оружие против диавола и многострастной плоти. Постом и молитвою готовимся мы к встрече страстных дней. Страсти — это спасительная жертва нашего Господа, завершившаяся Его смертью на кресте, перед которой Он сказал: “Совершилось!” (Ин.19,30). Все Господь сделал и продолжает делать для нашего спасения. В Божественной литургии Он ежедневно преподает верным Свое пречистое Тело и животворящую Кровь во оставление грехов, во исцеление души и тела, в жизнь вечную.

Христос с нами во все дни. Он служил и служит нам. По Его примеру мы должны служить друг другу любовью. Все мы во Христе — члены одного тела, братья друг другу, и потому по вере, по долгу, по убеждению ума и сердца должны служить друг другу, жить не только для себя, но и для других: “Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать. Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию” (Рим.15,1-2).

Служение ближним не может быть без самоотвержения и креста. На добро люди чаще всего отвечают злом и неблагодарностью. Но чей крест был тяжелее Креста Христова? Пример Господа Иисуса, ради нас истощившего Себя, да послужит нам помощью и побуждением к самоотверженному служению благу других.

Аминь.